Главная   /  Места и люди   /  Габон и ко   /  Африка. В поисках «дзен» Часть I.

Африка. В поисках «дзен» Часть I.

Я не верю в случайности и совпадения. Эзотерика и прочие окультные страсти здесь не при чем. Скажем так, я верю во Вселенную, в энергию порождаемую нашими эмоциями и мыслями. Я считаю, что всё, что мы переживаем в жизни, всё что с нами случается — это следствие наших выборов (осознанных или нет) и психо-эмоциональных состояний. Это результат коммуникации со Вселенной, с окружающими нас людьми. Так вот, бывают дни, когда я спрашиваю Вселенную, что я ей сделала и одновременно прошу её послать мне «дзен». « Дзен » прошу послать давно, потому что в Африке (читай Габоне) без него никак нельзя. Судя по тому, что «дзен» не высылают, я пришла к выводу, что его придётся растить самостоятельно — здесь это непременное условие выживания для европейского человека. Ибо можно перечитать до дыр работы Хофстеда (Hofstedе) и Тромпенара (Trompenaars) и других умных авторов на тему межкультурного общения, но столкнувшись с действительностью вы не сможете избежать временного эмоционального коллапса и потери части нервных клеток. Книжка книжкой, но культурные различия вы обязаны прочувствовать на собственной шкуре методом, так сказать, непосредственного погружения.

Итак, зачем растить «дзен» в Африке?

Причина первая – Время.

Avertissement : Людям болезненно пунктуальным, этот раздел может нанести психо-эмоциональную травму. Рекомендую воздержаться от прочтения 🙂

Отношение ко времени в Африке особенное. Уж не знаю гены ли это, образ жизни, влияние климата (теплый, тяжёлый и влажный), экономический бардак, перепетии истории и выработанная годами жизненная философия или всё перечисленное сразу. Когда умудрённые опытом друзья говорили «L’Afrique c’est super mais spécial», я не совсем понимала что ж в ней такого специфического. На практике «spécial» для средневропейского человека это вынос мозга, а для немца печаль и сердечный «криз». Время здесь понятие относительное и довольно растяжимое. Оно вдруг замедляет свой ход и теряет привычные нам границы. Еще в в аэропорту, будучи совсем невинной в отношении Африки, я отметила особую неспешность пограничных и таможенных служащих, размеренно прогуливающихся коридорами; на улицах неспешные походки от бедра местных женщин. Никто никуда не спешит. Никакого стресса. Весь мир подождёт. Это просто здорово, скажете вы. Это здорово, когда вы в отпуске. Вы, кстати, не можете отделаться от этого чувства первый месяц-два пребывания. Экзотика повсюду – пальмы кокосовые, пальмы банановые, бадамье, пляж под домом, океан и вечные +28; местные дамы, одежда и африканские прически! Однако, не завидуйте тому кто здесь работает.

ZEN
Остров кокосовых пальм — в полутора часах езды от мыса Эстерия, на пироге с мотором. Красив, но пугает своей заброшенностью в океане. Бедный, бедный Робинзон Крузо…

Время понятие дотошно точное, как тут без пунктуальности. Знаю, мы все не без греха и я в первую очередь, но здесь о ней следует забыть. Экспаты со стажем знают, что встреча назначенная на 9-ть необязательно случится в девять. Она может: а) не случиться; б) случиться в неопределенное время позже; или в) случиться в 9-ть, но завтра, причём вторая сторона, прибыв на место, искренне удивится недовольству или недоумению первой. – «Так в 9-ть договаривались! Ну и что, что вчера. Я же пришел.» И это я вам не говорю про бесконечные переносы и отмены. Иногда я с интересом спрашиваю, как работают здесь компании, несчастные пожимают плечами – как-то так, привыкли…

Государственные местные учереждения, школа, а так же отдельные частные структуры начинают свою работу в 7 — 7-30, а заканчивают в 15-30,с перерывом на обед, конечно.

Из записок частной жизни. Вы назначили встречу с брокером. За пол часа раздаётся звонок:» Мадам, я опоздаю на минут 20 «. Двадцать минут на практике оказываются часом. Здесь это нормально, поэтому предупреждать и извиняться никто не будет. Пригласив уже ассимилировавшихся друзей на ужин, вы теряетесь в догадках отчего же никто не пришел к назначенному времени? — 15 минут вежливого опоздания превращаются здесь в 30-45 минут. Ждёте плотника починить дверцу на шкафчике. Месяц ждёте с момента прихода в понедельник, изучения проблемы и обещания прийти в четверг. Три недели спустя вам позвонят в среду и сообщат время явки разведчика: «Сегодня в полдень.» Ждёте. В три пополудни никого не случилось. Плотник явился в 8-00 утра в субботу. На бурное выражение «радости», он обиделся и объявил : «Не хотите! Позже приду!»- «Нет-нет! Сейчас!» – покорно сдаётесь вы, чтоб не спугнуть совсем. Здесь нужно быть осторожным, потому что габонцы народ чувствительный к бурному выражению негативных эмоций и ругательному потоку в их адрес. Они могут обидеться и испариться навсегда, аннулировав все предварительные договорённости и обещания, не смотря на то, что ваше недовольство может иметь под собой все основания.
Рейсы африканских авиалиний это  уравнение с двумя неизвестными – никогда не знаешь когда вылетешь и когда прилетишь, а иногда и куда. Летим в Сао-Томе. Рейс в 16-10. Прибыли в аэропорт к двум. К четырем часам выходит сотрудник и сообщает, что рейс переносится на 19-35. На табло всё те же 16-10. Мы живем рядом с аэропортом, поэтому возвращаемся домой. Это совсем не по правилам, но здесь можно. Муж мой битый. Знаю, — говорит, — они сейчас все местные аэропорты обслужат пока светло (они не освещены для ночных рейсов) и под конец нас отправят. Звоним в компанию. — Ехать ? — спрашиваем.- Ехать! Рейс по расписанию. Возвращаемся в зал ожидания как к себе домой – паспротный контроль пройден еще в два, багаж отдан тоже. В 18-15 на табло появляется надпись рейс ожидается в 21-30. В состоянии некоторого нервного возбуждения, звоню представителю компании. Вы ж сказали… – кричу в трубку,- а на табло 21-30!!! Трубка уверенно и невозмутимо убеждает, что верить нужно ей, а не табло! Ждём. Минули обещанные 19-35 и 20-35 минули. Стрелка медленно ползёт к девяти. Утомлённая ожиданием, я с завистью смотрю на посадки других рейсов, прыгаю в классики на плитке, повторяя мантру «никогда не летать «Африканскими Авиалиниями». — Малабо? – поднимаю голову и угадываю собрата по несчастью. Вид потеряно-отчаявшийся, в глазах зарождаются искры сумасшедствия. – Нет, — говорю, — Сао-Томе. Пассажир растеряно обводит взглядом посадочные стойки, смотрит на табло, на часы, делает круг, переспрашивает других. Кто-то говорит, что самолёт вроде как был. Он опять подходит к табло и сверяет его с часами. Я смотрю тоже. Да, действительно, рейс на Малабо был, но улетел — УЛЕТЕЛ НА ЧАС РАНЬШЕ! Начинаю нервно похихикивать с другими пассажирами, а потом просто ржать. С моим стажем полётов опаздывающие были, а вот с опережением графика – никогда.

Как вы уже догадались, всё вышеперечисленное расчищает место для высадки «дзен» внутри вас. Сначало вы нервничаете, потому что привыкли, что всё нужно делать быстро и точно; потому что у вас еще масса других дел и потому что жизнь вообще-то и так короткая, чтобы проводить её в ожидании. Но огородные работы пошли и  семя «дзен» уже в вас, даже если вы ещё об этом не догадываетесь. Несколько сгоревших нервных клеток спустя, вы начинаете не принимать всерьёз заявленное время, перестаёте надеятся на немедленное исполнение вашей просьбы даже в супермаркете, не удивляетесь приходу рабочего сегодня вместо оговоренного дня на следующей неделе, не замечаете опоздания на 2-3 часа.

На очереди причина номер 2, та самая, которая окончательно и бесповоротно укоренит в вас семя «дзен». Тема довольно щекотливая, требует выверенного подхода, дипломатии и политкорректности. В общем, продолжение следует…

icon

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы